English | Русский  

Articles - О фотографии

Publication date: 04/25/10

Мой первый Учитель

ДедВ детстве нас всегда фотографировал мой дед, Старосельский Николай Анатольевич. Фотографировал он, конечно, не только нас, а всех многочисленных родственников, особенно когда те вместе собирались на застолье после очередной демонстрации трудящихся или на какой-либо другой праздник. Но мне, как своему первому внуку, дед уделял довольно много внимания.

Фотоаппарат "Киев-4" и фотовспышка "Чайка" с батареями в наплечной сумке были его своеобразной визиткой. Часто на очередную съемку он приносил фотографии с предыдущей сессии, которыми делился с окружающими. Конечно, я всегда пытался уговорить деда дать мне нажать заветную кнопочку, но, должен сказать, что дед довольно ответственно относился к процессу съемки и нажатие кнопки доверял нечасто. Впрочем, оно и правильно. :-)

До определенного возраста я понятия не имел, что происходит между нажатием кнопки и просмотром напечатанных фотографий. Пока не стал достаточно любознательным, чтоб вместе с дедом дождаться темноты и наблюдать за тем как Мастер делает свое дело.

Дед всегда использовал ч/б пленки и не снимал в цвете. Почитав в свое время фотолитературу, должен сказать, что работать с цветной фотографией было бы намного сложнее и дороже.

Первый опыт - "Киев-4"

Киев-4Как-то раз, когда мне было лет 12, дед дал мне пленку, и, показав как правильно ее заправить в фотоаппарат, дал мне в руки свой "Киев" и отправил на улицу. Помню ощущение гордости, когда я шел с фотоаппаратом по улице. Мне в тот момент казалось, что все прохожие обращают на меня внимание - вот он, фотограф. В ту фотосессию я фотографировал всякую откровенную фигню - голубей, деревья, крыши домов, реку, памятник Ленина. Мне не терпелось разом покончить со всеми 36 кадрами, чтобы как можно быстрнее заняться проявкой пленки и печатью фоток. :)

Но, к моему удивлению, процесс занял чуть ли не 2 дня. Для тех, кто не в курсе и никогда не брал в руки шашек и умеет пользоваться лишь современными цифровыми мыльницами, я вкратце опишу его ниже. Кто знает (и уверен в том, что знает) - можете смело пропустить следующую пару параграфов.

Проявка пленки

Этап, следующий за съемкой - проявка пленки. Сначала нужно было в темноте, под плотным одеялом, наощупь и без перекосов, заправить пленку по направляющим в фотобачок. Затем по рецепту развести метоло-гидрохиноновый проявитель из химикатов, тщательно взвешивая каждый инградиент на весах с гирьками. Потом растворить химикаты в заданном объеме горячей воде и выждать, пока температура не упадет до рабочей. Тем временем можно проделать ту же процедуру с закрепителем (ака фиксажем). Чтобы быстрее остудить раствор, можно было подставить сосуд с ним под струю холодной воды, но так, чтобы вода не попала внутрь.

Залить проявитель в бачок, выждать минут 7-10 (в зависимости от чувствительности пленки), время от времени покручивая рукоятку бачка для перемешивания смеси. Слить, промыть, залить фиксаж, снова перемешивать минут 10-15, слить, снова промыть, причем несколько раз.

И, наконец, самый волнующий момент... можно открывать бачок и доставать пленку для просушки. Если совпадут все условия (правильная экспозиция, правильная концентрация и температура растворов, а также время проявки/фиксажа - вы получите негатив с более-менее пригодными кадрами, который будет висеть в ванной и сушиться остаток дня, под недовольное бурчание бабушки. :-)

Те, кто возразят, что необязательно было использовать химикаты и можно было пользоваться готовыми сухими порошками и таблетками, отвечу, что в нашем провинциальном Пскове в середине 80-х они были большим дефицитом. К тому же экспериментам мой дед предпочитал старый проверенный способ, а с Мастером - не спорят. Забегая вперед, скажу, что к концу 80-х, когда готовые смеси появились у нас в рознице, я именно так и стал поступать.

Печать фотографий

Дед традиционно печатал фотографии поздним вечером, либо на кухне, задернув шторы, либо в ванной комнате, если за окном был июнь месяц и сопутствующие ему "белые ночи". При этом, несмотря на то, что бабе Вале было строжайше запрещено там появляться, она-таки умудрялась в самое неподходящее время включить в коридоре свет или сделать еще что-нибудь "эдакое".

Само собой, первым предметом для печати фотографий является фотоувеличитель с заправленной в него пленкой. Вторым - красный фонарь, который дед сделал из старого стоп-сигнала от 21-й Волги. Красный фонарь позволяет фотографу хоть что-либо видеть в окружаюшей обстановке без риска засветить фотобумагу. Само собой, фотореактивы должны быть готовы заранее и разлиты по ванночкам. В одной проявитель, в другой - закрепитель. Плюс еще 2 ванночки с чистой водой для промежуточных промывок.

Выбирается более-менее резкий кадр, с правильными фокусом, на рабочий стол увеличителя подкладывается фотобумага, далее на несколько секунд открывается заслонка, проецирующая изображение с негатива на бумагу. После чего фотобумага совершает турне по ванночкам - проявитель-вода-закрепитель-вода. Если в результате получилось в меру контрастное и в меру яркостное изображение - оно остается в последней ванночке. Если нет - выкидываем лист, меняем время экспозиции и повторяем процедуру печати. Иногда выходит с первого раза, а иногда, после третьей-пятой попытки понимаешь, что сам кадр на негативе никуда не годится, и приходится двигаться дальше, выбирая более удачные. Если таковые имеются в наличии, конечно.

Первый фотоаппарат - "Вилия-Авто"

Вилия-АвтоГоду эдак в 1985-86 дед подарил мне мой первый фотоаппарат, под названием "Вилия-Авто". Буквально на следующий день я заправил в него пленку и взял с собой в школу. А по окончании уроков, после традиционной игры в снежки, я предложил своим однокашникам пощелкаться. К моему удивлению, ребята с удовольствием согласились. А затем мы с Серегой Курошиным отправились шпионить за девчонками и, исподтишка, пощелкали их на базаре, аж в 3 км от школы. :) Ну да ладно, вернемся к фотоаппарату... первый блин получился, как известно, комом, получились лишь отдельные фотографии.

У "Вилии-Авто", в отличие от "Киева" несомненным плюсом было наличие автоэкспозиции - т.е. достаточно было выставить диафрагму, а выдержка при этом выставлялась автоматически. Минусом - отсутствие какого-либо дальномера, мне приходилось выставлять дистанцию "на глаз", в связи с чем много фоток получились "не в фокусе". Еще одни минусом явилось то, что этот фотоаппарат сдох через 2 года безо всяких видимых причин. Просто перестал снимать. В результате чего его дальнейшую судьбу несложно предугадать - был заброшен куда-нибудь в дальний угол, а затем выкинут среди прочего хлама.

Второй фотоаппарат - "Зенит-ET"

Зенит ЕТВторой свой фотоаппарат я купил в 1994-м году, будучи в командировке в Москве. У меня оставалось довольно много времени до поезда, и я решил зайти в ГУМ, что находится неподалеку от площали трех вокзалов. Среди прочего я увидел продававшися там "Зенит-ЕТ" по какой-то очень смешной цене, было такое ощушение, что распродавали остатки, выпущенные при совке. Я решил, что другого такого шанса не будет, и приехал домой с "обновкой". :)

Правда, после покупки я не слишком много фотографировал - было просто некогда. Но зато впоследствии мне он очень пригодился в Штатах - весь 2001-й и большую половину 2002-го года я только им и фотографировал. Даже специально купил на аукционе eBay для него фотовспышку. Могу только подтвердить - одна из лучших "зеркалок". Наверняка я использовал не все его возможности, но то, что использовал - получалось "на высоте".

Третий фотоаппарат - "Kodak Star 500AF"

Kodak Star 500AFГоду эдак в 1998-м меня снова занесло в Москву, и опять в командировку. На тот момент мы с Леной уже были год женаты, и я решил, что лучшим подарком, привезенным из Москвы, будет фотоаппарат. По стоимости получилось раза в полтора дешевле, чем если бы я во Пскове покупал. Должен сказать, что (тьфу-тьфу-тьфу) мне на фотоаппараты везет, и качество фотографий у купленного фотика оказалось на редкость хорошее, особенно радовала верная цветопередача.

"Мыльница" - она и есть "мыльница". Никаких выдержек, диафрагм и фокусов. Наводи и жми кнопку, или, как говорят по-английски, "point'n'shoot". Правда, как выяснилось позже, мыльница мыльнице - рознь. Мне доводилось видеть результаты. На них частенько общий тон фотографий был смещен в какой-нибудь зеленовато-желтый или синеватый оттенок. В сравнении, фотографии с нашего фотика, были более насыщенными и с правильным балансом белого цвета, причем это не зависело ни от студии печати, ни от пленки.

К тому времени концепция кординально поменялась - массово распространились цветные фотопленки, возникло множество точек с автоматами, куда за умеренную плату можно было сдать пленку и получить взамен пачку фотографий, не заморачиваясь трудностями самостоятельной проявки и печати. Традиционные фотостудии практически сошли "на нет". Наверное, совсем бы исчезли, если б не требования определенных организаций к определенному формату принимаемых на документы фотографий.

Четвертый фотоаппарат - "Fujifilm Finepix 2800"

Fujifilm Finepix 2800В 2002-м году мы накопили немного денюжек и решили, что надо двигаться в сторону прогресса цифровых технологий. В итоге я заказал на eBay комплект из фотоаппарата, штатива, читалки карт, сумки и прочего. Все абсолютно новое, просто продавалось магазином через аукцион. Чуть ранее я видел у одного из друзей и держал в руках именно такой фотоаппарат, и он мне понравился.

Что представляет из себя фотоаппарат "Fujifilm Finepix 2800" - матрица на 2 мегапикселя, автофокусировка, 6-кратный оптический зум, режим видео, и даже возможность притворяться вебкамерой. Правда, в последнем режиме за все время мы его использовали всего пару раз, не больше. Правильный корпус, довольно удобно при съемке держать одной рукой, все кнопки находятся в нужных местах. По сути - та же цифровая мыльница, но с нормальным объективом, а не "дверным глазком".

Огромный его плюс - в правильной цветопередаче, фотографии выглядят сочными и четкими. Естественно, цифровые фотографии можно скинуть посредством USB на компьютер и поправить "фотошопом". Минуса, по сути, два - наличие шумов при съемках в темном помещении и некая тормознутость после нажатия на кнопку спуска. Фиксация изображения происходит с задержкой в пол-секунды после нажатия кнопки, т.е. для съемки движущихся объектов приходится направлять камеру вперед, где объекта в данный момент еще нет, и будет ли он там - неизвестно. Соответственно на чем сфокусируется фотик - на том сфокусируется. Эдакая игра в "угадайку". Со временем привыкаешь, но такое поведение утомляет страшно.

Через некоторое время мы перестали печатать фотографии и стали их просто выкладывать на сайт, в раздел Фотоальбом. Более того, туда же я выложил большую часть отсканированных специальной приставкой негативов, в том числе и с пленок, снятых дедом.

За шесть с половиной лет им было сделано много неплохих фотографий, за что спасибо производителю.

Пятый фотоаппарат - "Nikon D40"

Nikon D40За время использования "Fujifilm Finepix 2800" технологии безудержно ускакали вперед и пришла пора делать очередной апгрейд. В феврале 2009-го, стоя в закрывающемся магазине электроники под названием "Circuit City", мой взгляд упал на "Nikon D40". Немного поколебавшись, я позвонил E-Moe и попросил у него консультации. На мой вопрос "быть или не быть" (точнее - "брать или не брать") он мне мудро ответил, что, мол, "это твой выбор, но качество SLR-фотографий зеркалкок ни в какое сравнение с цифровыми мыльницами не идет". После чего я взял последнюю запечатанную коробку с этим Никоном и отправился платить в кассу.

Камера-зеркалка "Nikon D40" имеет 6 мегапикселей и объектив 18-55mm/f3.5-5.6. Большой плюс в том, что камера позволяет снимать в Raw-режиме и затем подвергать фотографии обработке без потери качества (чего никогда не получится сделать с JPEG'ом).

За это время к нему докупился телеобъектив 55-200mm, штатив и ПДУ, позволяющее спускать затвор, не дотрагиваясь до фотоаппарата. Телеобъектив я использую для съемок издалека (например, на концерте Машины Времени). Штатив и ПДУ хороши, когда нужно убрать дрожание рук и сделать четкую фотографию, на которой отчетливо виден каждый волосок.

По прошествии года использования могу сказать, что не жалею. Качество фотографий у Никона по сравнению с Fuji значительно отличается в лучшую сторону, примерно как качество самого Fuji по сравнению с пленочными мыльницами. Единственно, чего мне не хватает в этой модели, так это поворотного дисплея, на который можно было бы вывести изображение с объектива. Если снимать поверх толпы, держа фотоаппарат над головой, что иногда приходится делать, то получается съемка наобум. Но в целом - выбор был правильным.

Цифровая фотообработка

Переход на цифровые технологии неизбежно повлек за собой необходимость цифровой обработки фотографий.

Первой программой была ACDSee. В отсутствие других программ, ею довольно удобно просматривать каталог фотографий, можно было быстро развернуть их или убрать красные глаза. Но довольно вскоре этих возможностей перестало хватать - нужно было что-то, что позволяло бы вырезать и склеивать фрагменты, ретушировать, работать со слоями. В общем, нужен был полноценный графический редактор, а не оболочка для просмотра.

Второй программой стал известный всем Adobe Photoshop, имеющий массу возможностей работы с графикой. Долгое время мы пользовались именно им. До тех пор, пока не купили "Никон", позволяющий производить практически мгновенную съемку и делать несколько кадров в течение секунды. После этого отбор лучшего дубля из кучи нащелканных кадров стал довольно нетривиальной задачей.

Почитав Интернет, я выяснил, что существует программа, специально ориентированная на фотографов, под названием Adobe Photoshop Lightroom. Поставил, попробовал, понравилось. Поправить баланс белого, подкрутить яркость, контрастность или насыщенность, скомпенсировать зоны пересвета и недосвета, убрать красные глаза стало буквально делом пары нажатий. Одновременный вывод 4-6 фотографий для сравнения позволяет визуально сравнивать их, отметить и затем убить все ненужные дубли. Довольно удобный интерфейс. А чего еще надо фотографу ? Посмотреть, выбрать, поправить и экспортировать.

Послесловие

"Киев-4" хранится у меня, как память о деде. "Зенит-ЕТ" занимает рядом свое достойное место. Оба в полной боевой готовности, но, честно говоря, я не думаю, что в век цифровых фотографий я когда-либо ими воспользуюсь. Впрочем, как и "Кодаком", что находится где-то во Пскове.

В столе лежит альбом, содержащий нарезанные кусками негативы, в том числе и множество кадров, отснятых дедом. Это - мои раритеты, моя история. Большую их часть я уже отсканировал в цифровой вид, но есть пополнения, до которых пока не дошли руки. Надеюсь, что доберусь и до них.

"Fujifilm Finepix 2800" практически постоянно живет у Лены в машине и используется в случаях, когда нужно что-либо щелкнуть, а нечем. :-)

"Nikon D40", как вы догадались, нынче является основной "лошадкой", периодически пополняя наш семейный фотоальбом.

Удачной фотоохоты !

Эта статья с течением времени, возможно, будет дополняться и изменяться.


000020670